flycolumbus (flycolumbus) wrote,
flycolumbus
flycolumbus

DAHER TMB930: поговорим серьёзно!

В обширном мире деловой авиации охватить всё практически невозможно, и как бы ты не старался держать руку на пульсе новостей, уделяя максимальное внимание новинкам международного авиапрома, что то да упустишь... Оказывается, есть один класс, о котором я ещё не писал. Это современные "семейные самолеты", которые воплощают в себя передовые технологии, оптимальные возможности и комфорт. Сегодня наш герой - DAHER ТВМ 930!



В 2018 году на женевском международном авиасалоне деловой авиации EBACE, я впервые серьёзно обратил внимание на этого симпатичного новичка в семействе DAHER и сама собой пришла идея максимально подробно познакомиться с ним.



Заветная мечта воплотилась в жизнь поразительно быстро и уже в сентябре этого года мы с моим другом и коллегой Bizavmen отправились в небольшой французский городок Тарбс - сердце французской компании DAHER, уютно расположившийся у подножья Пиренейского хребта. Несмотря на выходной день, представители DAHER любезно пошли нам на встречу и показали свои владения, организовав интересную и познавательную экскурсию по заводу и предоставили самолет для тест-драйва.



История DAHER, которая насчитывает более чем вековой промежуток времени, как оказалось, очень тесно связана с Россией. Может быть частично именно этим историческим фактом был вызван столь тёплый приём российских журналистов на территории завода... Пожалуй, этому можно посвятить отдельный материал - уж слишком много интересных моментов мы узнали из рассказа Филиппе де Сеговия (Philippe de Segovia), отвечающего за маркетинг и развитие бренда компании. Но эта обширная тема для отдельного рассказа в будущем...



Завод DAHER похож на небольшой городок, со своими улицами, ресторанами и фитнес залом. Но главное - здесь располагаются цеха по производству, как отдельных элементов будущих покорителей небес, включая композитный и покрасочный цеха, так и цех окончательной сборки, где производят уже готовые самолеты. Насколько это обширная территория, можно судить по откровению одного из специалистов завода - инспектируя производство и одновременно занимаясь утренними пробежками по замысловатым улочкам вокруг ангаров и цехов, он пробегает расстояние равное десяти километрам!



На заводе не только изготавливаются новые турбопропы, но и выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту, а также модернизации самолетов всей линейки.







Как правило, на изготовление нового самолета уходит чуть больше недели. Перед передачей очередного борта, он три раза поднимается в воздух для проверки работы всех систем. Если необходимы доработки, например, после установки интерьера, количество тестовых полетов может быть увеличено.



Пока мы тщательно осматривали производство, наш гид рассказывал нам об истории ТВМ 930. 5 апреля 2016 года французская компания DAHER представила новый однодвигательный турбовинтовой самолет TBM 930, являющийся обновленной версией модели TBM 900, но имеющий одно большое отличие, которое заметно только в кабине пилотов.



Наличие нового Garmin G3000, который и добавил число “30” в цифровой индекс модели самолета, задает планку скорости и TBM 930 теперь является самым быстрым в классе однодвигательных турбовинтовых самолетов с максимальной крейсерской скоростью 611 км/час на эшелоне 280 (в условиях ISA).



Это совершенно новый класс, сочетающий в себе высокую скорость реактивного лайнера, эффективность и экономичность самолета с турбовинтовым двигателем. Наряду с этими неоспоримыми преимуществами, ещё одной из привлекательных особенностей самолета в глазах владельцев являются возможность совершать посадку в небольших региональных и горных аэропортах с короткими ВПП, а также большая дальность беспосадочного перелёта (до 3,304 км) и полезная нагрузка. Несмотря на то, что ключевыми рынками для самолета являются США, Канада и Великобритания, ТВМ отлично зарекомендовал себя и в Австралии, где выполняет взлеты и посадки с грунтовых полос, а все в той же Канаде ТВМ летает с "зимних ВПП".



Хотелось более подробно рассказать о нововведениях и внутреннем убранстве новичка от компании DAHЕR и в этом нам помог небольшой тест-драйв, для которого был выбран абсолютно новый самолет, готовящийся для передачи очередному клиенту.
Наш маршрут: домашний Tarbes-Lourdes-Pyrénées Airport...



- Biarritz-Anglet-Bayonne Airport, расположенный на берегу Атлантического океана.



Трех минутная подготовка к полету и мы на исполнительном старте. Уверенный и короткий разбег занял чуть более 650 метров. Маневренный и удивительно тихий для турбопропов, наш герой с лёгкостью набирал высоту... Пока есть время, "рассмотрим" салон, так сказать с точки зрения пассажира – понажимав, потрогав, порегулировав…



Пилотская кабина
Самолет TBM 930 оборудован самой современной, с учетом последних трендов, ”стеклянной” кабиной Garmin G3000, больше напоминающей кокпит космического корабля. Самолет управляется легко, ведь Garmin делает 80% всей работы пилота.



Первое, что бросается в глаза при нахождении в пилотской кабине TBM 930 - три монитора с высоким разрешением диагональю 12 дюймов, имеющим широкий угол обзора.



Последняя версия программного обеспечения, так называемого SynteticVisionTechnology (SVT), позволяет пилоту видеть виртуальную дорогу в небе, повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом, Garmin G3000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеорологической информации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя.



Для простоты использования Garmin G3000 установлены два терминала GTC580 имеющих сенсорное управление системами и меню авионики самолета. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот управляющий самолетом, позволяющий снизить нагрузку на пилота и упрощает пилотирование самолета. Встроенный спутниковый телефон, интегрированный со всеми системами, поможет всегда быть на связи.



Салон
TBM 930 предлагает элегантный и комфортный интерьер кабины самолета, содержащий самые последние изменения внутреннего убранства моделей ТВМ 850 “Elite” и ТВМ 900. В самолёте уютно расположились 6 кресел - 2 пилотских и 4 пассажирских.



Находящиеся по принципу "клубной посадки", то есть друг напротив друга (с возможностью поворота по ходу движения), удобные регулируемые сиденья с высокими спинками, опускаемыми подлокотниками и индивидуальным подогревом это небольшие произведения искусства, ведь каждое из них заботливо отделывается высококачественной кожей практически вручную.







Кроме того в салоне вы без труда самостоятельно смонтируете выдвижной и довольно большой для данного самолёта, инкрустированный ценными породами древесины или отделкой углеволокнами (карбоном), столик. Здесь также находится вместительное багажное отделение и, как дополнительное оборудование, существует возможность заказать туалет со шторкой, который может пригодиться во время длительных путешествий и устанавливается на место одного из двух кресел в хвосте всего в течении 10 минут. Эта опция довольно популярна среди владельцев постоянно летающих с маленькими детьми. Под креслами также располагаются небольшие отделения для хранения вещей или, например, напитков. Доступ в салон самолета производится через складной трап с перилами и через большую дверь с электрическим приводом, имеющий кнопки управления снаружи и внутри салона. В стандартной конфигурации установлена отдельная пилотская дверь.



Оказавшись внутри ТВМ 930 я был приятно удивлен неожиданному простору, царящему в салоне - здесь было достаточно много места для сидящих друг напротив друга пассажиров, позволяя даже человеку с моим ростом и габаритами, не упираться друг в друга коленями во время полета. Что же касается внутренней отделки - создавалось впечатление присутствия элементов ручной работы в гармоничном сочетании с новой интерпретацией притягательной современности.



Салон TBM 930 объединяет в себе простор, красоту, расширенную функциональность и кроме того, словно интеллектуально совершенный трансформер, предлагает множество новых функций, направленных на улучшение комфорта пассажиров и гибкости конфигурации салона. Наиболее отличительным признаком новичка от DAHER является возможность среднего ряда кресел разворачиваться по направлению движения самолета. Новая конфигурация обеспечивает увеличенное пространство для размещения негабаритного багажа. При установке четырех пассажирских кресел по направлению движения в самолете TBM 930 снимаются два задних кресла позволяя создать немедленный и беспрепятственный доступ к багажному отсеку. Во время полетов с небольшим количеством багажа, груз располагается за грузовой сеткой в стандартном внутреннем багажном отсеке, обеспечивая дополнительное пространство. Длинные, громоздкие предметы, такие как сумки для гольфа или сноуборды, могут быть закреплены с помощью большой грузовой сетки, которая по существу объединяет задний багажный отсек и дополнительное багажное пространство. Другие новые отличительные особенности модели 2016 года TBM 930 - в отделке салона самолета панелями из углеродного волокна (используется в центральной верхней панели, покрытии стола, внешней вставке и двери шкафа), наряду с позолотой металлических деталей интерьера.



Также в пространстве между пилотскими и пассажирскими креслами в салоне TBM 930 возможно опционально установить шкафчики пирамидальной формы с выдвижными отделениями для посуды, продуктов и термосов с горячими напитками. С правой стороны, в одном из шкафчиков, располагается цифровой мультимедиа проигрыватель. В салоне самолета расположено семь прямоугольных окон, оснащенных солнцезащитными шторками. Одно из окон, находящееся по правой стороне фюзеляжа, имеет люк аварийного покидания самолета.



Освещение пассажирского салона включает в себя: специальное освещение кабины пилотов, четыре индивидуальных светильника для чтения, общее освещение салона, подсветку багажного отсека и подсветку посадочного трапа. Предусмотрены места подключения компьютеров и розетки постоянного тока напряжением 14/24V. Кстати, при внутренней отделке пассажирской части самолёта, по желанию клиента выбираются и устанавливаются даже цвета подсветки салона, - стоит лишь нажать цветовую кнопку на стилизованной цветовой палитре на стенде в специальном шоуруме на территории завода!



Система автоматического климат контроля компании «Liebherr» - первой и пока единственной, применяемой в классе легких самолетов, позволяет пассажирам точно подстраивать под себя индивидуальные предпочтения температуры воздуха и интенсивность работы нагнетателя, направленно распределяющего воздух по салону. Помимо этого, предусмотрена возможность индивидуально настраивать температуру и интенсивность обдува кабины пилота.
Чтобы очередное долгое путешествие показалось вам короткой прогулкой, из списка дополнительных опций можно заказать мультимедийный пакет. В этом случае в проходе между кабиной пилотов и пассажирским салоном устанавливается 19 дюймовый цветной жидкокристаллический монитор со встроенным цифровым мультимедиа проигрывателем с объемом встроенного твердотельного диска 512 Гигабайт. Выбирать для себя варианты развлечений задние пассажиры смогут посредством пульта дистанционного управления. Прослушивание звука осуществляется через наушники с активным шумоподавлением компании BOSE.



Фюзеляж
Новый фюзеляж самолета DAHER TBM 930, базируется на конструкции и системах самолета ТВМ 900, который разрабатывался в течение более трех лет и включает 160 000 часов разработок и исследований с последующими 200 часами летных испытаний. TBM 930 прошел сертификацию с началом поставок клиентам в апреле 2016 года.



Инженеры компании DAHER интегрировали 26 модификаций в новый TBM 930, основываясь на проверенных узлах и агрегатах семейства самолетов ТВМ 900,



ТВМ 850



...и ТВМ 700.



Конструкторы провели аэродинамическую оптимизацию фюзеляжа путем добавления винглетов на крыльях и нового вертикального оперения и хвостового конуса новой формы, а также новые створки основного шасси, что и позволило увеличить скорость полета, используя, такую же мощность двигателя.









При проектировании фюзеляжа самолета TBM 930 конструкторы использовали самые современные программы и методы математического моделирования для того, чтобы рассчитать, смоделировать и получить прочный фюзеляж, способный выдержать все нагрузки на весь срок летной эксплуатации самолета.



Двигатель
На самолете ТВМ 930 установлен такой же, проверенный многолетней эксплуатацией в разных климатических условиях, двигатель PT6A-66D с мощностью на валу 850 лошадиных сил, ранее установленный на самолете ТВМ 900 и ТВМ 850. Но на этой модели инженеры произвели полный редизайн носового отсека до самой противопожарной перегородки. Для улучшенной циркуляции воздушного потока двигателя изменили в форме банана воздухозаборник и капот, выполненный из углеродных волокон, также была изменена форма выхлопных патрубков.



Pratt & Whitney Canada PT6 - один из самых популярных и надежных турбовинтовых двигателей для самолетов в авиационной истории. Семейство двигателей PT6 особенно известно за чрезвычайно высокую надежность, с межремонтным ресурсом 7000 часов на некоторых моделях. Основной вариант, PT6A, представлен в большом разнообразии моделей, покрывая диапазон мощности между 580 и 920 лошадиными силами на валу на двигателях основных серий, и до 1 940 л/с (1 450 кВт) на двигателях “мощных” серий.



Развитие семейства PT6 началось в конце 1950, когда назрела необходимость замены популярных в применении звездообразных двигателей Pratt & Whitney Wasp, производившиеся тогда на более современные и экономичные. Полномасштабное производство нового двигателя после пары лет испытаний началось в 1963, поступая в эксплуатацию в следующем году. К своему 50 летнему юбилею, который отмечался в 2011 году, компания Pratt & Whitney поставила более чем 39000 двигателей PT6A различных модификаций, а данный двигатель используется в более, чем 100 различных моделях самолетов, включая все модификации турбовинтовых самолетов компании DAHER.



Всю мощь и одновременно тишину этого чуда техники, мы по достоинству испытали на себе, когда наш самолёт, управляемый ведущим тестовым пилотом компании DAHER Alain Jaubert, совершал умопомрачительные виражи над пиренейскими горами. В какие то моменты меня не покидало ощущение нахождения не в кабине небольшого турбопропа, а присутствия в настоящем военном истребителе, выполняющем боевую задачу!













...Всё когда то заканчивается и вот уже впереди показался торец ВПП Tarbes-Lourdes-Pyrénées Airport...



Наш полёт завершен, а трудолюбивый герой моего повествования занял своё место в уютном и просторном ангаре сборочного цеха.





Завтра будут новые полёты, а мне остаётся лишь сказать напоследок - "Браво, DAHER"!



P.S.
Несколько цифр, которые вы должны знать про TBM 930:
• Дальность - 2300 км с 4 пассажирами (плюс 2 пилота) и 110 кг багажа.Максимальная- 3300 км.
• Средний ррасход - 210 литров на час полета с учетом запуска и руления
• Максимальный взлетный вес - 3354 кг.
• Стоимость - $4,1 млн. ($3,9 млн. ТВМ910)
• Подготовка пилота - 14 дней (при наличие свидетельства пилота)

Моя страничка на FACEBOOK
Моя страничка в INSTAGRAM
Мои фотографии на AIRLINERS
Мои фотографии на JETPHOTOS
Мои фотографии на FLICKR

Tags: bizavnews, bizjet, daher, tbm
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Pilatus Aircraft - всё только начинается!

    Соблюдать традиции - хорошая привычка! Не стал исключением и уходящий 2018 год и мы с моим коллегой и соратником Bizavmen вновь отправились в…

  • АэроГео: 13 лет - полёт отличный!

    Моё долгожданное знакомство с авиационным центром красноярской компании "АэроГео" - гостеприимным аэродромом Красноярск "Северный", состоялось! Об…

  • Катманду на бегу

    Никогда не стоит зарекаться о том, что того или иного в твоей жизни никогда не произойдёт! В этом я в очередной раз убедился, собираясь в недельную…

  • Nordwind Airlines - вот это планы!!!

    Не успели мы пережить путешествие в Дюссельдорф с нашими друзьями из Nordwind, как из стана авиаперевозчика пришла великолепная новость:…

  • Nordwind Airlines осваивает Германию

    Конец августа ознаменовался для команды BizavNews множеством интересных поездок. Но одна из них стала по настоящему неожиданной и безумно…

  • Секреты плейнспоттинга в Катманду

    Плейнспоттинг в Катманду... Звучит как песня для любого любителя авиационной фотографии! Но не всё оказалось так просто для нас в окрестностях…

  • G280 - самый компактный в семействе Gulfstream

    Среди ныне производимых компанией Gulfstream Aerospace самолётов, G280 - самый компактный... Об этом, с виду небольшом лайнере суперсреднего класса,…

  • Меридиан и RA-65737. Добро пожаловать на борт!

    Этим небольшим фото-рассказом мне хотелось бы продолжить серию публикаций о важной роли легендарных советских самолетов Ту-134 в мире деловой…

  • Обновленный Phenom 100 EV

    Так получается, что я больше пишу про средние и большие самолёты бизнес авиации, незаслуженно забывая про достойных игроков в сегменте начального…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments