flycolumbus (flycolumbus) wrote,
flycolumbus
flycolumbus

Прощай, Jumbolino!

Уход в историю - порой грустный, но увы обычный жизненный процесс. Именно с этого и начинается то, что мы называем прогрессом...
BAe 146/Avro RJ... Его называли "миниатюрным пассажирским Ил-76" или "Jumbolino" (Слонёнок) за четыре маленьких реактивных двигателя под крыльями - "как у больших"- по аналогии с Boeing 747 "Jumbo"... Об этом не однозначном и интереснейшем самолете пойдет речь в моем небольшом повествовании.



BAe 146 родился в 1973 году. Именно тогда был разработан первоначальный дизайн нашего героя в компании Hawker Siddeley и проект назывался HS.146, а номер 146 был унаследован от DH146 de Havilland после поглощения последнего Hawker Siddeley.


SE-DSP Malmo Aviation British Aerospace Avro 146-RJ100

Но вскоре Hawker Siddeley вышел из проекта в связи с нефтяным кризисом 1973 года. В 1977 году Hawker Siddeley в свою очередь влился в British Aerospace и в 1978 году проект был реанимирован под названием "BAe 146". Лётный сертификат BAe 146 получил 8 февраля 1983 года, а спустя ровно 10 лет, название "BAe 146" было заменено на "Avro RJ"...


HB-IXT Swiss International Air Lines British Aerospace Avro 146-RJ100

Первые самолёты BAe 146 рождались на фабрике de Havilland в Хатфилде. Впоследствии лайнеры семейства Avro RJ строились в Центре региональных самолётов BAE Systems в английском Вутфорде. Изначально планировалось оснастить самолёт турбовентиляторными двигателями ALF502, однако в 1992 году они были усовершенствованы компанией Honeywell специально для серии Avro RJ и получили название LF507. Кроме того, кабина самолётов серии Avro RJ также была модернизирована.


EI-RJZ CityJet British Aerospace Avro 146-RJ85 Фото Bizavmen

Лучше всего BAe 146/Avro RJ проявили себя на коротких и насыщенных региональных и ближнемагистральных маршрутах. От других региональных самолётов их отличала компоновка сидений по 5 в ряду, что даёт большую вместимость, чем традиционные компоновки в самолётах этого класса по 3 или 4 мест в ряду. В стандартном варианте в RJ100 размещается 100 пассажиров. Очень жаль, что мне так и не удалось прокатиться на этом чуде английского авиапрома...


HB-IYQ Swiss International Air Lines BAE Systems Avro 146-RJ100

Вторым преимуществом самолёта стал низкий уровень шума, который позволил использовать BAe 146/Avro RJ в аэропортах, находящихся в черте плотно населённых городов, что было важно для многих эксплуатантов. Кстати, именно за один из самых низких показателей шума нашего героя прозвали "Whisperjet"... И действительно, этот самолет умел чудесным образом неслышно "подкрадываться", чем доставлял мне немало хлопот при его съемке.


SE-DST Malmo Aviation British Aerospace Avro 146-RJ100

BAe 146/Avro RJ один из немногих типов самолётов, которые могли использоваться в London City Airport, требующим больших углов захода на посадку от 5,5 градусов.


OO-DWB Brussels Airlines British Aerospace Avro 146-RJ100

Отличительной особенностью этой модели самолёта является так называемый "хвостовой тормоз" - "расщепляющаяся" и распускаемая в стороны хвостовая часть, применяемая для уменьшения скорости при снижении и перед посадкой, вместо режима обратной тяги двигателей. Интерцепторы крыла применяются только после приземления.


SX-EMS Ellinair British Aerospace Avro 146-RJ85

Увы - наш герой не был широко представлен в парках авиакомпаний мира и на то были некоторые серьезные причины. Двигатели ALF 502 отличались не самой высокой надёжностью. Электронная начинка самолёта склонна к перегреву, что могло вызвать отключение двигателя в полёте без возможности повторного запуска. В некоторых случаях редкие атмосферные явления приводили к внутреннему обледенению двигателя. В последние годы были случаи, когда ядовитые пары от машинного масла попадали в кабину пилотов через систему кондиционирования. Вместе с тем, BAe 146 достаточно не экономичен с точки зрения расхода топлива: 4 двигателя для небольшого регионального самолёта по современным меркам – непозволительная роскошь...


SX-DIZ Astra Airlines British Aerospace BAe-146-300

Но не смотря ни на что самолет успешно эксплуатировался с мая 1983 года в 49 авиакомпаниях мира, имел компоновки салонов для грузовых (146-QT (Quiet Trader)), военно-транспортных (146-STA) и VIP перевозок (Statesman), а так же летал в пяти правительственных авиаотрядах. Стоит отметить, что BAe 146 в корпоративной версии Statesman стал первым реактивным самолётом, использующимся специальным подразделением ВВС Великобритании для перевозки VIP-персон, включая королевскую семью, и был введён в эксплуатацию в 1986 после того, как предварительно два взятых в аренду самолёта хорошо себя зарекомендовали. Самолёт в VIP-конфигурации рассчитан на 19 пассажиров и 6 членов экипажа.


SE-RJI Malmo Aviation British Aerospace Avro 146-RJ100

BAe 146 выпускался в вариантах −100, −200 и −300. Аналогом этих версий Avro RJ являются RJ70, RJ85, и RJ100 и отличаются друг от друга увеличением количества пассажирских мест, удлинением фюзеляжа и модернизацией двигателей и авионики.


SX-EMI Ellinair British Aerospace Avro 146-RJ85


D-AMGL WDL Aviation British Aerospace BAe-146-200


D-AWBA WDL Aviation British Aerospace BAe-146-300

Производство новой версии Avro RJX с новыми двигателями повышенной эффективности Honeywell AS977 (уменьшение расхода горючего на 15 %, увеличение дальности на 17 %), было анонсировано в 1997, однако только три прототипа были построены до того, как программа производства была свёрнута в декабре 2001 - BAE Systems отказалась от собственных проектов в гражданской авиации. Окончание проекта RJX ознаменовало конец коммерческого авиастроения в Великобритании, хотя производство ряда важных авиационных компонентов (например изготовление крыла для Airbus) в Великобритании ещё ведётся. С 1993 по 2002 год было произведено всего 166 самолётов Avro RJ.


OO-DWC Brussels Airlines British Aerospace Avro 146-RJ100

Наиболее обширные парки европейских авиакомпаний, в которых эксплуатировался наш герой - CityJet, Swiss, Malmo Aviation (ныне Braathens Regional Aviation) и Brussels Airlines. Увы, но все проходит - устаревающая и несколько уступающая в экономичности машина сдаёт позиции молодым конкурентам.


SE-DSU Malmo Aviation British Aerospace Avro 146-RJ100 Special livery promoting the national football team of Sweden.

Swiss (Swiss European Air Lines), имеющая в своем парке 25 бортов Avro RJ100, вместе со шведской Braathens Regional Aviation (бывшая Malmo Aviation, имеющая в своем флоте до 2016 года 35 самолетов Avro), насчитывающая после ребрендинга в 2016 году 12 самолетов Avro, выбрали Bombardeir C-Series.


SE-DST Braathens Regional British Aerospace Avro 146-RJ100


HB-IYW Swiss International Air Lines British Aerospace Avro 146-RJ100

Swiss в августе 2017 года попрощалась с Avro трогательным видеороликом, в котором старый самолет делится опытом с новеньким Bombardeir C-Series.



Ирландская CityJet была настоящим чемпионом по количеству самолетов British Aerospace BAe 146/Avro RJ, насчитывающая 56 бортов в своем парке. Сегодня компания сделала ставку на Sukhoi Superjet 100, оставив в своем флоте лишь 15 RJ85.


EI-RJZ CityJet British Aerospace Avro 146-RJ85 Фото Bizavmen

Brussels Airlines и вовсе отказалась от региональных самолётов, заменяя свой старый парк Avro на Airbus A320 и взятые в лизинг все те же Sukhoi Superjet 100. В конце октября Brussels Airlines планирует торжественно проводить в последний рейс из Брюсселя в Женеву один из двух оставшихся в парке самолетов Avro RJ100. А ведь когда-то, 15 лет назад, в момент основания бельгийского национального перевозчика, весь флот составляли именно они - 32 самолета Avro...


OO-DWL Brussels Airlines British Aerospace Avro 146-RJ100

Уже сейчас, самолеты BAe 146/Avro RJ стали классикой мирового воздухоплавания и вызывают здоровый ажиотаж у многих любителей авиации. К сожалению их редко можно было наблюдать в российских аэропортах и для пополнения своей фото коллекции я был вынужден "ловить" их в аэропортах Женевы, Цюриха, Брюсселя, Базеля и Стокгольма... Пройдет еще несколько лет и эти самолеты станут настоящей экзотикой! Спешите запечатлеть их в своей памяти, коллеги!


EI-RJZ CityJet British Aerospace Avro 146-RJ85 Фото Bizavmen

P.S. Технические характеристики:

Экипаж:
• Avro RJ85 - 4 человека (КВС, пилот и 2 члена кабинного экипажа)
• Avro RJ100 - 5 человек: (КВС, пилот и 3 члена кабинного экипажа)
Максимальная вместимость RJ85 — 112 пассажиров
В стандартном варианте RJ100 размещается 100 пассажиров. В RJ115 стандартное количество мест — 116, максимальное — 128 в особо плотной компановке.
Длина:
• RJ85 - 28,55 м
• RJ100 - 30,99 м
Размах крыла: 26,34 м
Площадь крыла: 77,3 м²
Высота:
• Avro RJ85 - 8,61 м
• Avro RJ100 - 8,59 м
Масса пустого: 33 300 кг
Максимальный взлётный вес: до 43 000 кг (RJ 100 - до 46000 кг)
Двигатель: турбовентиляторный, 4× Honeywell ALF 502R-5, 31 kN каждый
Максимальная скорость: 893 км/ч
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Дальность полёта: 2 075 км с 11 000 кг полезной нагрузки
Практический потолок: 9 500 м

Моя страничка на FACEBOOK
Мои фотографии на AIRLINERS
Мои фотографии на JETPHOTOS
Мои фотографии на FLICKR

Tags: Avión, Aëroplanum, Flugvél, Uçak, aereo, aero, aeroplane, aeroplano, aircraft, airliners, airlines, airplane, airport, avia, aviao, aviation, aviationphotos, avion, avro rj100, avro rj85, bae 146, british aerospace, flugzeug, flycolumbus, flygplan, guide, lentokone, letoun, nikon, photographer, photos, planespotting, samolot, spotting, travel, vliegtuig, world, Самолёт, авиа, авиакомпания, авиация, аэроплан, аэропорт, плейнспоттинг, путешествие, самолет, самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • DAHER TMB930: поговорим серьёзно!

    В обширном мире деловой авиации охватить всё практически невозможно, и как бы ты не старался держать руку на пульсе новостей, уделяя максимальное…

  • Катманду на бегу

    Никогда не стоит зарекаться о том, что того или иного в твоей жизни никогда не произойдёт! В этом я в очередной раз убедился, собираясь в недельную…

  • Nordwind Airlines - вот это планы!!!

    Не успели мы пережить путешествие в Дюссельдорф с нашими друзьями из Nordwind, как из стана авиаперевозчика пришла великолепная новость:…

  • Nordwind Airlines осваивает Германию

    Конец августа ознаменовался для команды BizavNews множеством интересных поездок. Но одна из них стала по настоящему неожиданной и безумно…

  • Секреты плейнспоттинга в Катманду

    Плейнспоттинг в Катманду... Звучит как песня для любого любителя авиационной фотографии! Но не всё оказалось так просто для нас в окрестностях…

  • G280 - самый компактный в семействе Gulfstream

    Среди ныне производимых компанией Gulfstream Aerospace самолётов, G280 - самый компактный... Об этом, с виду небольшом лайнере суперсреднего класса,…

  • Меридиан и RA-65737. Добро пожаловать на борт!

    Этим небольшим фото-рассказом мне хотелось бы продолжить серию публикаций о важной роли легендарных советских самолетов Ту-134 в мире деловой…

  • Обновленный Phenom 100 EV

    Так получается, что я больше пишу про средние и большие самолёты бизнес авиации, незаслуженно забывая про достойных игроков в сегменте начального…

  • Знакомьтесь - Gulfstream G600

    Как бы это смешно не звучало, но мы с моим другом и коллегой Bizavmen в который раз первыми из российских журналистов вступаем на борт новейших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments